fbpx

+ 7 916 132-26-04

психолого-педагогическая экспертиза Ж. часть-2 (судебная экспертиза)

Психологическое исследование Сабитовой Маргариты Владиславовны
При экспериментально-психологическом исследовании Сабитовой Маргариты Владиславовны и Жернова Сергея Сергеевича с целью определения индивидуально¬психологических, мыслительных процессов, эмоционально-волевых особенностей, исследования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок», определения стиля воспитания, влияния особенностей каждого из родителей на психологическое со¬стояние и особенности психического развития ребенка были задействованы:

 1. Метод направленной клинико-психологической беседы, наблюдение.
Патопсихологические методики: исследование памяти - «Пиктограмма», проба на ассоциативную память; исследование внимания - отсчитывание от 200-17; исследование мышления - «Исключение предмета», «пробы Эббингауза, субтесты Д. Векслера - диагностика структуры интеллекта (осведомленность, критичность, понятливость, последовательные картинки, складывание фигур, толкование переносного смысла пословиц и метафор). Данные патопсихологического исследования в экспертизе по семейным спорам позволяют дополнить общее представление о психологических особенностях подэкспертных. Поведение в процессе исследования, избираемые способы и приемы решения рассматриваются в комплексе с анамнестическими данными и экспериментального исследования.
(поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков). Все они в той или иной степени оцениваются при помощи теста-опросника, составляющего основу данной методики. Результаты выражаются в пяти шкалах: «принятие-отвержение», «социальная желательность поведения ребенка», «симбиоз» (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), «авторитарный контроль», «отношение к неудачам ребенка». Данный вариант предназначен для родителей детей 3-10 лет и содержит 61 вопрос.
8. Методика диагностики стиля воспитания и общения (модификация Р.В. Овчаровой). Представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на определение преобладающего стиля воспитания и взаимодействия с ребенком. В методике выделены три основных стиля воспитания: «авторитарный», «демократический», «либеральный». Сумма цифровой значимости определяет выраженность стиля воспитания и общения.
Инструкции, суждения, процедуры применения, способы получения, представление результатов — неизменны и применяются во всех случаях тестирования. Характер процедур проведения объективный, существует возможность перепроверки.

Данные исследования Сабитовой М.В.:
1) В ходе экспериментально-психологического исследования Сабитова М. В. ориентирована всесторонне правильно. Спокойна, эмоционально сдержанна. На протяжении исследования фон настроения ровный. Самостоятельно жалоб на соматическое и психическое здоровье, память, внимание, умственную работоспособность не высказывает.
На вопросы отвечает охотно, в плане заданного. Себя характеризует как человека доброго, отзывчивого, без вредных привычек. Имеет высшее образование, после получения дополнительного образования работает флористом. Интересы разнообразны, но больше связаны с работой: любит посещать музеи, выставки - «для вдохновения». Воспитывалась мамой с 6 лет, отец оставил семью. Свои отношения с родительской семьей (мамой), описывает как доброжелательные (мама помогает по дому, в уходе и воспитании детей), также поддерживает отношения с бабушкой и дедушкой по материнской линии, бывает со своей семьей у них в гостях. Отношения с бывшей свекровью не носят характер выраженной недоброжелательности. Наоборот, подэкспертная подчеркивает, что бывший супруг всегда демонстрировал эмоционально пренебрежительное и неуважительное отношение не только к ее маме, но и к своей родной матери и называет ее не иначе как «Мать». Был чаще холоден и невнимателен к ней самой. Отношения с бывшим супругом, Жерновым С.С., характеризует как «...никакие, нет к нему ни злости, ни агрессии». До момента «нападения» Жерновым С.С. и подачи иска об определении места жительства несовершеннолетнего сына Сережи с ним, серьезных ссор и разногласий с бывшим супругом не возникало.
При беседе, направленной на исследование психологического отношения Сабитовой М.В. к сыну Жернову Сергею. 2009 г.р.. были заданы вопросы по основным ас-следующее: беременность и роды без явной патологии. С раннего детства болеет в основном простудными заболеваниями. В настоящий момент ребенок имеет проблемы со зрением (проведена консультация офтальмолога, даны рекомендации), «выполняем специальные упражнения пока только дома». Планирует записать ребенка на плавание - для общего укрепления здоровья и по рекомендации офтальмолога. Со слов Сабитовой М.В. с января 2015 года по май 2015 года Сережа проживал с отцом, она же виделась с сыном только в выходные дни. С мая 2015 и до начала августа 2015 года Сережа проживал неделю с отцом, неделю с матерью. Своего сына Сергея характеризует как мальчика доброго, отзывчивого, мягкого, с развитым творческим воображением. Любит фантазировать, мечтать, придумывать истории, четверостишия, читает рэп, «он не как все дети». «Сам никогда ни на кого не жалуется», необходимо расспрашивать, чтобы сын поделился своими переживаниями. Сейчас Сережа посещает логопедический детский сад, адаптация удовлетворительная. Со слов матери, сын контактирует со взрослыми и детьми без проблем, легко знакомится, но по натуре «он одиночка». Сережа «н восторге» от познавательных экспериментов и опытов, был на специальных мероприятиях, дома с удовольствием играет детским набором. Рисует, играет машинками. конструкторами, но с большим с удовольствием участвует в домашних делах. Вместе готовим, рисуем, танцуем, составляем букеты, гуляем. Важным в характере сына считает его «ответственность, доброту, щедрость, отзывчивость». Надеется, что сын вырастет «самодостаточным, настоящим мужчиной». Высказывает пожелания, чтобы сын был более усидчивым. Поясняет, что «плохой агрессии» в нем нет, но он очень раздражается, когда не понимают, что он хочет сказать, может топать ногами; категорично отказаться от еды если «не по его». В плане запретов и санкций Сабитова М.В. считает достаточным договариваться в словесной форме, объяснить ребенку ситуацию; как вариант наказания - лишить сладкого, просмотра мультфильмов. Физическое наказание отрицает. Отмечает, что бывший супруг всегда относился к сыну с гипертрофированным чувством: «залечивал его, все ему позволял, гиперопекал». Однако, присутствие Жернова С.С. в жизни Сережи, участие от¬ца в его воспитании считает важными для полноценного развития ребенка..

Исследование индивидуально-личностных особенностей Сабитовой М.В., в том числе в плане влияния на ребенка, на его психологическое состояние, поведение, эмоциональное состояние, особенности психического развития: Сабитовой

Профиль личности Сабитовой М.В.
невысокой активностью в установлении и сохранении контактов. Осмотрительна в действиях, доброжелательна, но без особой доверительности, ориентирована на социальное одобрение. Испытывает напряжение при необходимости самостоятельно преодолевать препятствия на пути к достижению цели; не стремится занять лидирующее положение среди окружающих людей или в группе.
Интеллектуальные возможности характеризуются развитым воображением, возможностью достигать успеха в решении практических проблем. Способна к творческой, детальной разработке идей, выдвинутых другими. Новые идеи и способы решений использует взвешенно, высокая способность к обучению. Достаточно высокий уровень вербальной культуры.
Эмоционально утонченная личность, впечатлительная, чувствительная, с развитыми эстетическими интересами, женственная, склонна к эмпатии (сочувствию, сопереживанию другим людям). Вероятно, имеются артистические наклонности, мягкость. Склонна к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности, может быть внутренне недисциплинированна. Стремится находить позитивное в жизни, рискует взвешенно. В непривычных для себя ситуациях может испытывать тревогу, беспокойство.
В конфликтных ситуациях склонна обвинять не только других, но и себя.
Регуляторные свойства подэкспертной характеризуются способностью быть организованной и настойчивой прежде всегда в ситуациях, в которых адаптировалась. Совестлива, особенно ответственность проявляется в лично значимых ситуациях и может могут сочетаться с формальным выполнением обязанностей тогда, когда ситуация не затрагивает личных интересов.

Интерпретация результатов:
Действительное психоэмоциональное состояние на момент обследования испытуемой характеризуется активной позицией, желанием жить полной жизнью, выражена восприимчивость к внешним раздражителям. Чувствует, что попала в бедственное или не¬удобное положение и старается найти способ разрешить сложившуюся ситуацию. Поддается влиянию окружающих, чувства других людей сразу же находят в ней отклик. Ищет таких взаимоотношений и занятий, которые бы способствовали установлению теплых эмоциональных отношений. Стремится производить приятное впечатление, чтобы в ней видели необыкновенную личность. Восприимчива к эстетическому и оригинальному.
Гипертимность темперамента свидетельствует об определенном потенциале личности... Эмотивный тип характера свидетельствует о повышенной чувствительности ...
Шкала Принятие-отвержение: средние показатели, родителю нравится ребенок таким, какой он есть, симпатизирует ему. Стремится проводить достаточно времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
Шкала Кооперация: средние показатели . Родитель оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка на среднем уровне. Заинтересован в делах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Шкала Авторитарная гиперсоциализапия (Контроля): средние показатели. Свидетельствует о достаточном уровне контроля за поведением ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами, но без признаков авторитаризма. Родитель не требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, в состоянии встать на его точку зрения.
Шкала Маленький неудачник: низкие показатели. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка без стремления приписать ему личную и социальную несостоятельность. Неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко.
Таким образом, по данным наблюдения, направленной беседы, результатов исследования индивидуально-психологических особенностей, исследования родительского отношения, общения и стиля воспитания матери Сабитовой М.В. в отношении несовершеннолетнего сына Жернова Сергея, 2009 г.р. можно сформулировать следующие выводы: при настоящем экспериментально-психологическом исследовании под экспертная признаков нарушений интеллектуально-мнестической, умственной работоспособности не обнаруживает. Выявленные личностно-характерологические типы и их сочетание характеризует ее как личность с повышенным жизненным тонусом, адекватно самолюбивую, исполнительную. Впечатлительная, чувствительная, с развитыми эстетическими интересами, женственная, склонна к эмпатии (сочувствию, сопереживанию другим людям). Система ценностей и приоритетов отличается устойчивостью, постоянством. По коммуникативным свойствам .......

часть-1( исследование ребенка) 

часть-2( исследование матери)   

часть-3( исследование отца)      

часть-4( исследование выводы)