fbpx

+ 7 916 132-26-04

Конфликт в детском саду. Кто виноват?

Начало посещения детского сада приносит немало перемен в жизнь ребенка. Естественно, изменения как положительные, так и вызывающие беспокойство родителей.

Некоторые конфликты в детском саду требуют независимой оценки и помощи со стороны детского психолога. Так как очень важно не упустить тревожные звоночки и в то же время отстоять права ребенка.  Если ваш ребенок после посещения детскогго сада плохо ест, тяжело заспыпает, просыпается ночью в слезах, часто болеет, проявляет агрессивность, несвойственную ему ранее, то необходимо обратиться к детскому психологу нашего центра Покусаевой Олесе, чтобы понять в чем причина в изменении поведения ребенка, что происходит в детском  саду.

С одной стороны, детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями.

Сейчас существуют детские сады с различными педагогическими методиками, так что родители имеют возможность выбрать место пребывания ребенка соответственно своим воззрениям и возможностям. Многое зависит от возраста малыша и его готовности адаптироваться к режиму и укладу детсадовской жизни: умеет ли ребенок самостоятельно ходить в туалет, кушать, одеваться и раздеваться, общаться в коллективе ровесников, концентрировать свое внимание на занятиях. Огромную роль играет личность воспитателя.

Адаптация.

Одним из наиболее важных условий успешной адаптации ребенка является взаимопонимание и сотрудничество взрослых – воспитателей и родителей. Закономерно, что подход каждой из этих двух сторон различен. Перед педагогом стоит задача узнать каждого ребенка и наладить с ним контакт, стать авторитетом для них, сформировать коллектив.

Насколько гладко пройдет адаптация, зависит и от предварительно проведенной родителями подготовки. Эта подготовка касается и ребенка, и отношения самого родителя к посещению детсада. Родителям стоит заранее задуматься о своих чувствах и ожиданиях, прояснить все волнующие детали и подготовиться к тому, что поведение ребенка может меняться в связи с посещением детсада. Для ребенка неприятным открытием может стать и то, что в группе ровесников ему не уделяют то внимание, которое он привык получать в семье. Малыш может реагировать на это учащением попыток манипулировать своими домашними с тем, чтобы избежать посещения сада. Обычно в начале посещения детей оставляют в саду на один-два часа, постепенно увеличивая это время, давая ребенку возможность привыкнуть. Для того, чтобы адаптация вашего малыша прошла безболезненно и быстро стоит пообщаться с детским психолгом до начала посещения детского сада, чтобы составить план мероприятий для эффективной адаптации малыша.

Конфликты.

На детей новая обстановка обрушивается массой впечатлений. Коллектив детей, малознакомые поначалу взрослые, отсутствие родителей требуют от ребенка изменения поведения и вызывают сильное напряжение. Поведение малыша в этот период может кардинально меняться. Ребенок осваивает новые стереотипы поведения, копирует других детей, возможно, «сбрасывает» дома накопившийся за день стресс. Родителям важно понимать это и поддерживать ребенка, создавая стабильную и доверительную домашнюю обстановку, расспрашивая его о происшествиях за день, терпеливо относясь к возможным скачкам настроения.

Отдавая ребенка в сад, родителям стоит в первую очередь поинтересоваться не столько бытовыми условиями, сколько педагогическими методами и познакомиться с воспитателем, потому что именно это будет оказывать решающее воздействие на ребенка. В случаях явной грубости, равнодушия и непрофессионализма дошкольных педагогов стоит аргументировано обсудить свои претензии с руководством сада либо забрать ребенка из этого учреждения.

Однако претензии к воспитателям иногда возникают и в силу субъективных воззрений родителей и несовпадения их ожиданий с реальностью. В таких случаях родителям сначала стоит разобраться в себе. Иногда неоценимую помощь в этом может оказать детский психолог.

Для некоторых родителей оказывается нелегким испытанием отпустить своего ребенка « в мир», отчасти лишившись контроля над тем, что происходит в его жизни. Кому-то препятствует в этом страх и недоверие, кому-то начинает мешать желание быть незаменимым для своего ребенка. Нередко эти чувства маскируются под лозунгами «ребенку будет не хватать любви», «ничто не даст лучшего результата, чем домашнее воспитание» и т.п. Некоторые родители сами имеют негативный детский опыт посещения детсада и иногда необоснованно предполагают повторение неприятных ситуаций у своих детей. Интересно, что при этом сами дети, будучи достаточно гибкими, в состоянии нормально адаптироваться к посещению сада - вписаться в режим, приобретать опыт разрешения конфликтов и дружбы со сверстниками, выстраивания отношений с другими взрослыми, не только с родителями. Этот опыт социального взаимодействия оказывается полезным в дальнейшей жизни. Однако дети чувствуют негативный или тревожный настрой родителей и зачастую начинают манипулировать ими. Это может выражаться в усилении капризного или агрессивного поведения дома, жалоб, в том числе на несуществующие обстоятельства или обидчиков и т.п. Взрослым стоит постараться по возможности беспристрастно разобраться в истинных причинах подобного поведения их чада. В этом им может помочь опытный детский психолог.

Многие родители оказываются не готовыми принимать авторитет воспитателя. В этом случае их могут раздражать высказывания педагога о навыках их отпрыска, советы по его воспитанию, вопросы о внутрисемейном укладе. Иногда проявляется и ревность родителей к воспитателю, если ребенку он очень нравится. Хочется заметить, что, вероятнее всего, цель воспитателя не в том, чтобы упрекнуть родителя в его несостоятельности и выставить «плохую оценку» ребенку, а в выработке подхода к взаимодействию с малышом. Без согласованности действий взрослых это может оказаться очень сложным.

Третьим «камнем преткновения» становятся чрезмерно завышенные ожидания родителей по отношению к воспитателям. Родители иногда предполагают, что «сад должен всему научить», и не занимаются ребенком дома. Зачастую такой подход вызывает встречные претензии со стороны воспитателей, когда встает вопрос, например, о чрезмерно агрессивном поведении ребенка, либо о недостаточном овладении им какими-либо навыками – рисованием, изучением букв или освоением речи. Конечно, работающие родители иногда ограничены во времени, но уделять его часть общению и домашним занятиям с детьми оказывается необходимым и важным как для поддержания душевного контакта между членами семьи, так и для достижения результатов в обучении. Некоторые родители очень переживают, если их ребенка обижает кто-либо из однокашников, что малыш поцарапался или получил синяк на прогулке, заболел во время эпидемии. Такие родители склонны винить в происходящем воспитателей. Разумеется, взрослые обязаны следить за тем, чтобы дети не получили увечий или травм, однако синяки и разбитые коленки – почти неизбежные спутники детства. Ребенка необходимо учить различным способам выхода из конфликтов с ровесниками – постоять за себя, обратиться за помощью к взрослым, мириться. Этот момент необходимо без претензий обсудить с воспитателем, выяснить его позицию на этот счет. К сожалению, вероятность заболеваний детей в период эпидемий в коллективах повышается, и в случае соблюдения санитарных условий и нормального температурного режима в помещениях обвинять в заболевании ребенка персонал сада, других детей или их родителей бессмысленно.

Со стороны педагогов также возникают сложности в общении с родителями. Порой воспитателям непросто доносить информацию до родителей об их детях в деликатной форме. Оптимальной для обеих сторон формулировкой может стать перечисление сначала положительных сторон и успехов ребенка, а потом обсуждение проблемных моментов. Предполагается также очень высокая мера ответственности воспитателя по отношению к родителям, когда последним присуща роль «надсмотрщиков». Разумеется, это вызывает напряжение, недовольство или даже агрессию у педагогов – кому же понравится постоянно быть в роли оправдывающегося и отчитывающегося. Часто ситуация осложняется и идеей о том, что педагог в силу своей профессии «лучше» знает, как воспитывать детей, и, сознательно либо неосознанно, стремится «воспитывать» и родителей. Эта идея может быть присуща одной из «взрослых» сторон, либо обеим, и вызывать различные негативные реакции. Во избежание возникновения и усугубления непонимания родителям и персоналу сада стоит на собрании либо в индивидуальном порядке оговорить правила поведения и возможные способы выхода из конфликтов. Общение с детским психологом способствует быстрому разрешению клнфликтов, устраивающему обе стороны.

детский психолог Покусаева Олеся.

Предварительная запись по телефону +7(916) 132-26-04